Структурный анализ
« Назад 08.12.2014 05:52 Общение, как я не раз писал, является одной из необходимейших потребностей человека. У голода на общение, пишет Эрик Берн, очень много общего с пищевым голодом. Поэтому здесь уместны «гастрономические» параллели. Потребность в общенииРациональное питание должно включать полноценный набор питательных веществ, витаминов, микроэлементов и т. п. Дефицит одного из них вызовет соответствующий вид голода. Так и общение может быть полноценным только в том случае, если удовлетворяются все его потребности, если в нем имеются все ингредиенты. Выделяется несколько видов голода на общение: Скучную канву любого застолья освежает хороший скандал, драка или сексуальный инцидент, который может возникнуть во второй стадии праздника, когда в связи с нарушениями восприятия могут возникнуть ложные узнавания. Человек вместо того, чтобы ухаживать за сексуальным партнером, с которым он пришел на вечеринку, начинает оказывать недвусмысленные знаки внимания сексуальному партнеру соседа, искренне считая, что имеет дело со своим. Лучше всего все виды коммуникативного голода удовлетворяются в процессе творческого труда и интересной учебы. Здесь удовлетворяются и голод на стимуляцию, и голод на узнавание, и голод на удовлетворение потребности в неформальном общении, и голод на события, и голод на достижение, и голод на признание. И даже структурный голод удовлетворяется, потому что в результате успешного труда случаются и праздники, и любовь. Но это очень длинный путь с преодолением препятствий, внешних и внутренних. На этом пути могут встретиться враги, недоброжелатели и завистники, которые постараются создать дополнительные трудности. Нет гарантий на удовлетворение всех видов коммуникативного голода. Ты можешь удовлетворить свой голод на достижение, но нет никаких гарантий, что утолишь голод на признание. А если и утолишь все виды голода, то можешь потерять всех своих друзей. Еще Ф.Ницше утверждал, что сорадость, а не соучастие создает друга. Так вот, когда тебя клюнет птица счастья, то могут исчезнуть все старые друзья. А вот самый легкий способ удовлетворения всех видов коммуникативного голода - это секс. Но если человеку не везет в труде, а учеба не интересна, то вся энергия, которая выделяется организмом на личностное развитие идет в лучшем случае на секс, в худшем поглощается психологическими вампирами. И если пишется много книг о вкусной и здоровой пище, то почему же мы так мало внимания уделяем гастрономии общения?! Ведь из-за этого вместо вкусного меню радостного и продуктивного контакта у нас подаются на стол из тех же исходных продуктов пригоревшие, засохшие, а зачастую протухшие и ядовитые блюда интриг, конфликтов и раздоров! Упражнение. Запишите, в какой степени удовлетворены вышеописанные виды коммуникативного голода в вашем общении, а в какой неудовлетворены. Подумайте, как ликвидировать тот, или иной вид голода? Попробуем проследить, как готовится общение, и какие исходные продукты используются для его приготовления. Вот молодой инженер делает доклад на конференции. У него одна поза, словарный запас, мимика, пантомимика, жесты. Это Взрослый, объективно оценивающий реальность человек. Он приходит домой, а жена прямо с порога просит его выбросить мусор. И перед нами другой человек - капризное Дитя. Изменилось все: поза, словарный запас, мимика, пантомимика, жесты. (Кстати, дорогие мои читатели, никогда не встречайте поручениями своих близких. Помните, как выговаривал Иван-царевич Бабе-Яге, когда с лету спрашивала его о его делах. Он ей посоветовал дорожного человека вначале обогреть, искупать в баньке, накормить, а потом уже спрашивать. Вот и нам следует действовать таким образом. Пусть зайдет в дом разденется, умоется, попьет чайку или поужинает. Может после этого сам все расскажет. А вот после его рассказа можно уже задавать вопросы, связанные с вашими интересами. А что мы наблюдаем в нашей действительности? «Пойди, выбрось мусор, пока не разделся». Дитя - источник наших желаний, влечений, потребностей. Здесь радость, интуиция, творчество, фантазия, любознательность, спонтанная активность. Но здесь же и страхи, капризы, недовольство. Кроме того, в Дитяти - вся психическая энергия. Ради кого живем? Ради Дитяти! Это, может быть, лучшая часть нашей личности. Взрослый необходим для выживания. Дитя хочет, Взрослый выполняет. Взрослый переходит улицу, карабкается в горы, производит впечатление, добывает пищу, строит жилище, шьет одежду и т.п. Взрослый контролирует действия Родителя и Дитяти. Если действие выполняется часто и начинает производиться автоматически, просто потому что так принято, здесь проявляется Родитель. Это автопилот, который ведет правильно наш корабль в обычных условиях, что освобождает Взрослого от принятия рутинных обыденных решений, это и тормоза, которые автоматически удерживают нас от опрометчивых поступков. Взрослый это наш Царь. Он живет для народа. Ему самому ничего не нужно. И если тебе что-то хочется, то, не начиная сразу это делать, обратись к Царю, т.е. подумай. И если он разрешит это делать, то тогда и следует исполнять свое желание. Как говорил Сенека, «кто хочет подчинить себе обстоятельства должен подчинить себя разуму». Действия выглядят целесообразными, даже разумными, но сознание в них практически не участвует, мышления здесь нет. Это становится очевидным, когда ситуация вдруг меняется, контроль Взрослого ослабевает, а ригидные, консервативные программы Родителя заставляют личность автоматически выполнять устаревшие, но в прошлом целесообразные действия. Так, молодая кокетливая девушка, автоматически пользуясь косметикой, становится еще более привлекательной. Проходит время, и, если Взрослый не контролирует действия Родителя, то те же приемы ее старят и делают уродливой. Когда я был маленьким, я помню, как нам устанавливали газ и, как две бабушки упрямо варили пищу на керогазе. Все это действия консервативного Родителя. К этому же относится и тоска по старым добрым временам. Одна из задач Взрослого стирать устаревшие программы Родителя, подстраивать их к сегодняшнему дню. Тому, кому это не удается, кто тоскует по старым добрым временам, кто продолжает делать то, что уже не следует делать, представляет собой жалкое зрелище былого величия. Вы встаете, делаете гимнастику, затем водные процедуры и туалет. Мужчины что-то соскребывают со своего лица, женщины наоборот, что-то на него наносят. Затем вы идете завтракать и выходите на работу. Живете вы недалеко от дома, и ваш путь лежит через рощу. Обычно на работу вы идете пешком по проторенной дорожке. Все ваши действия четкие и плавные, настроение хорошее, вы с удовольствием вдыхаете запах свежего воздуха рощи, по которой вы идете. В уме вы продумываете, как будете проводить свой рабочий день. Здесь описан тот случай, когда Родитель, Взрослый и Дитя действуют слажено, согласованно, и довольны друг другом и жизнью. Родитель доволен, что вы выполняете правила гигиены, Дитя, тем, что вы его кормите и прогуливаете до рощи. Взрослый доволен Родителем, который выполняет рутинную работу и не пристает с нотациями и дает возможность спланировать действия, которые придется делать на работе. Попал человек в порочный круг! Рано или поздно заболеет, попадет в больницу. И болезнь становится для такого человека благом. К сожалению, в больнице ему помогут. Он отдохнет, окрепнет, но научат ли его больнице заткнуть глотку бурчливому Родителю, успокоить Дитя и укрепить Взрослого, который мог бы в трудных ситуация без потери времени и энергии взять управление на себя и выйти из трудной ситуации? Если да, то тогда следует приветствовать немедленное стационирование. Но не лучше ли подготовить себя к житейским бурям, пока еще не заболел? Нетрудно понять, что человек находится в позиции Родителя. А разумный разговор с человеком, который находится в Родительской позиции вести нельзя. Основная эмоция Родителя критикующего - гнев. Может быть раздражение, недовольство, реже удовлетворение. Но во всех проявлениях Родителя имеется оценка, обычно категоричная, не допускающая дискуссий и обсуждений и связанная с мировоззрением человека. Деятельность Родителя определяется обычаями, традициями, устоявшимися правилами, часто уже устаревшими. Чрезмерное выражение своих чувств с интенсивным жестикулированием и выразительной мимикой, не имеет значение плач это, хохот и тревожные метания, свидетельствует о том, что верх в общении держит бесконтрольное Дитя. В общем, Дитя хочет, чувствует, переживает, восхищается, удивляется, любопытствует, творит. Наше внутреннее Дитя - это как раз то Дитя, ради которого мы должны жить. Наше внутреннее Дитя - наш основной заказчик. В этой позиции сосредоточена наша энергия. Деятельность Дитя определяется его желаниями. А вот выполнять эти желания должен компетентный Взрослый. Во всех действиях Взрослого, связанных с живым интересом сзади за его спиной выглядывает любопытствующее Дитя. Действия Взрослого определяются требованиями реальности. Основная задача воспитания - это формирование Взрослой позиции. Чем выше уровень профессионализма, тем более выражена позиция Взрослого. Лучше всего она воспитана у профессионалов экстра класса. И если Взрослый хорошо воспитан и натренирован, то он в состоянии обуздать чрезмерные или несвоевременные желания Дитяти и противостоять устаревшим и невыполнимым требованиям Родителя. 1. Человек не умеющий играть У человека этого типа заблокирована детская позиция, а все поведение определяется действиями контролирующего Родителя, который загрязняет позицию Взрослого. На схеме такая личность выглядит следующим образом:
Типичный пример такой личности описан А.П.Чеховым в рассказе «Человек в футляре». Герой рассказа от всех и от себя требует выполнений всех правил. Основной его тезис «Как бы чего не вышло!» Чехов Талантливо показывает, как этот человек затерроризировал не только себя, но и учеников и учителей всей гимназии. Такой человек не может веселиться, радоваться жизни, да и грустить он себе позволить не может. Весь ум такого человека направлен не на анализ ситуации, а на то, чтобы выполнить правило. К сожалению, таких людей много среди военных, учителей, священнослужителей, аристократов и начальников, которые не успели во время уступить свое место более гибкому сотруднику. И как много творческих личностей талантов и гениев они загубили, ибо у них уже не хватало ума для восприятия нового. 2. Человек без тормозов У этого человека заблокирована позиция Родителя, который никак не влияет на поведение. Здесь идет загрязнение Взрослой позиции, требованиями Дитяти. Все поступки этого человека определяются быстро меняющимися желаниями. Все усилия Взрослого направлены на их удовлетворение, что в конечном итоге может пойти во вред личности. На рисунке такой человек выглядит следующим образом:
Такой человек в социуме очень неудобен, ибо он считается только со своими интересами. На него нельзя положиться. Правил для него не существует. Это дети, которые воспитаны в стиле кумира семьи, которым родители удовлетворяли все их потребности. Таких людей можно встретить среди нашей молодежи, которая, игнорируя реальность, большую часть своего времени тратит не на приобретение специальности, а на развлечения, когда жизнь начинает предъявлять свои требования, и выясняется, что они ни к чему не приучены, а наслаждения хочется получить без особого труда, тогда они пополняют собою преступный мир. Нередко таким людям удается кое-чего добиться в социуме. Тогда мы можем встретить их среди начальников, у которых весь набор требований, находящихся в Родительском компоненте, направлен не на самоограничения, а на подчиненных. Их призывает не опаздывать, вести моральный образ жизни, возмущается всеми, даже малейшими нарушениями правил, которые допускают зависимые от них люди, но сами позволяют себе пьянки, разнузданные гулянья, развратное поведение. В общем, эти люди ведут двойной образ жизни. А вообще моя мораль должна удерживать меня, а не других. Так у этих людей их мораль пытается удержать в узде других. Но сами они этим правилам следовать не обязаны. 3. Взрослый, лишенный полномочий У человека такого типа поведение определяется требованиями жесткого Родителя и капризного Дитя. Какая часть личности возьмет верх у данного человека предсказать трудно. Он весь раздираем противоречиями. В результате поведение его неэффективно.
Сам он свое поведение комментирует следующим образом: «Я понимал, что так поступать не следует, но ничего не мог с собой поделать». Люди такого плана часто заболевают. Если болезнь не научит человека целесообразному поведению, то он может попасть под чье-то влияние. Ему может повести, если влияние хорошее. Чаще оно бывает как раз наоборот. Об этом мы будем говорить несколько ниже. Мне представляется, что наиболее приспособлен к жизни интеллектуал, о структуре личности которого мы будем говорить позднее. Автоматизированные действия Родителя могут вызвать смех, когда личность попадает в ситуацию, где вести себя в соответствии с программами Родителя нельзя. Примером тому могут быть многие известные литературные произведения. Дорогие мои читатели, многие из вас знакомы с работами Марка Твена. В этом плане наиболее ярким примером является его произведение «Принц и Нищий». Нищий вдруг в одежде принца попадает в королевский двор. А принц в одежде нищего в лондонские трущобы. Возникают комедийные ситуации, а часто для нас и трагедийные для тех, кто попал в эту ситуацию, и продолжает вести себя по старому. На какое-то время они сдерживают Дитя, но затем энергия неудовлетворенных потребностей разрушает плотину запретов. Когда Дитя (хочу) и Родитель (нельзя) друг с другом ссорятся, а Взрослый не может их помирить, развивается внутренний конфликт, человек раздирается противоречиями. А сколько трагедий разыгрывается между влюбленными из-за разницы в возрасте, образовании, национальности и пр. Я в данном случае имею в виду не внешние препятствия, а запреты внутреннего Родителя. Но «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет и выйдет из того не дело, только ж мука». Вот и живут многие люди как в известной басне Крылова, где Лебедь тянет в небеса, щука - в воду, а рак пятится назад. А воз и ныне там! Он, прежде чем переступить порог, неловко сдернул кепку с головы. В просторном холле он как-то сразу оказался не на месте. Он не знал, что сделать со своей кепкой, и собрался уже запихнуть ее в карман, но в это время Артур взял кепку у него из рук и сделал это так просто и естественно, что парень был тронут. Этот человек пугал ее, и в то же время ей почему-то было приятно, что он на нее так смотрит (задавленное Родителями Дитя выходит в жизнь). Привитые воспитанием навыки (Родитель) предостерегали ее против опасности и силы этого коварного обаяния; но инстинкт (Дитя) звенел в крови, требуя, чтобы она забыла, кто она и что она, и устремилась навстречу гостю из другого мира. Отталкивали эти израненные руки, в кожу которых словно въелась житейская грязь, эти вздувшиеся мускулы, шея, натертая воротничком. Его грубость пугала ее. Каждое грубое слово оскорбляло слух (не слух, а Родителя). И все-таки ее влекла к нему какая-то, как ей казалось, сатанинская сила. Все, что так твердо устоялось в ее мозгу, вдруг стало колебаться (атака Дитя на Родителя Руфи). Его жизнь опрокидывала все ее привычные условные представления. Жизнь уже не казалась ей чем-то серьезным и трудным, а скорее игрушкой, которой приятно поиграть, повертеть во все стороны, но которую можно и отдать без особого сожаления. «Вот и ты играй, - говорил ей внутренний голос, (то есть, голос Дитяти), - прижмись к нему, если тебе так хочется, обними его за шею». Ее ужаснула легкомысленность этих побуждений, но она напрасно заставляла себя думать о своей чистоте, своей культуре - обо всем том, что отличало ее от него. Посмотрев кругом, Руфь увидела, что и остальные слушают его как завороженные, но в глазах своей матери она прочла тот же ужас, восторженный, но все же ужас, и это придало ей силы (получила поддержку от Родителя матери). Да, этот человек, пришедший из мрака, - порождение зла. Руфь была готова положиться на суждение матери, как привыкла полагаться всегда. Пламя Мартина перестало ее жечь, и страх, который он ей внушал, потерял остроту. (Родитель «задавил» Дитя). Читайте также: Психологическое айкидо. Введение Портрет психологически здорового человека Книги по теме: Эрик Берн - Трансакционный анализ в психотерапии
|
Категории статей
|