Психология ума и глупости
« Назад 29.10.2014 08:04 О психологии ума (мышления) ничего нового сказать я не могу. Мне только хочется повторить несколько тезисов, взятых из учебников психологии и изложить точки зрения на нее известных философов. Я читаю лекцию на эту тему на факультете усовершенствования врачей. Там я указываю, что мышление является инструментом для лиц интеллектуального труда и призываю всех, кто считает себя интеллигентом, развивать и шлифовать свое мышление точно так же, как музыкант шлифует свое мастерство, играя гаммы и этюды, даже если он уже народный артист. Однажды весьма уважаемый и опытный (потому что имеет 20 лет стажа) с его собственной точки зрения, врач вполне серьезно возмутился моим призывом и высказал мысль, что мышление шлифовать не нужно. Я с ним не согласился, и даже написал статью о логике, ибо именно логика является тем инструментом, с помощью которого можно шлифовать свое мышление. Ее изучение лицами интеллектуального труда я считаю обязательным, иначе мышление будет весьма путанным. И если человек с высшим образованием не знает логики, я ему рекомендую никому не рассказывать о том, что у него есть высшее образование. Задачей моих тренингов является организация мыслительных процессов. Все-таки при планировании своих поступков лучше полагаться на заключения ума, чем на данные, полученные с помощью органов чувств. Ведь сколько ни смотри на Солнце, будет казаться, что оно вертится вокруг Земли, но на самом деле Земля вращается вокруг Солнца. А это уже выводы ума. «Кто хочет подчинить себе обстоятельства, тот должен подчинить себя разуму», - писал Сенека. З.Фрейд утверждал, что его Бог разум. Он говорил, что голос интеллекта тих, но он не устает повторять, и слушатели находятся. Мышление является тем психическим процессом, который больше всего способствует развитию личности. Как это происходит, наглядно показывает схема, которую любит рисовать известный педагог Т. Ф. Акбашев. Горизонтальная линия обозначает мыслительный процесс, а вертикальная - дело, которое следует после работы мышления. И если человек о чем-то думал, а потом ничего не сделал, можно считать, что он и не думал. Если после мышления нет действия, такое мышление не развивает личность. Его-то и мышлением считать нельзя. Для того, чтобы устроить богатую вечеринку с черной икрой, балыком и другими деликатесами и большим количеством гостей нужно много ума. Но только разум может подсказать, что этого вообще делать не нужно. Переедание и недосыпание во время таких встреч вредит здоровью, а чрезмерно богатая сервировка стола может вызвать зависть у недоброжелателей. Но если у человека нет разума, то переубедить его невозможно. И весь свой ум он направит на защиту ложных положений. И его не убедят даже такие доводы, что именно шумные праздники являются причиной многих травм и тяжелых заболеваний. Не помню, слышал ли я где-то или сам придумал афоризм: «Чтобы делать большие глупости, нужно иметь много ума». В народе про таких людей говорят: «Умная голова, но дураку досталась». Выделяют три формы мышления - наглядно-действенное, конкретно-образное и абстрактно-логическое. В речи конкретно-образное мышление проявляется в виде метафор и сравнений. Когда мне хочется убедить, что человека следует принимать в комплексе всех его свойств, не отделяя достоинств от недостатков, я могу сравнить человека с розой. Тот, кто хочет наслаждаться запахом и красотой розы, должен смириться с тем, что у нее есть колючки и научиться не натыкаться на них. А если не хочешь учиться не натыкаться на колючки, то откажись от контактов с розами. Чего нельзя делать - так это обламывать колючки. Данный образ помогает мне разъяснить такое положение как терпимость к недостаткам партнеров по общению. Абстрактно-логическое мышление - вид мышления, при котором происходит отражение связей и отношений путем оперирования понятиями, т.е. по законам логики. Здесь вскрываются такие явления, закономерности, причинно-следственные связи, которые не поддаются наглядно-действенному и конкретно-образному познанию. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности развития природы и общества. В убеждении есть элемент внушения, можно убедить человека без доказательств, просто внушив ему какую-нибудь, может быть даже и ложную, мысль. Важно доказать человеку, а не убедить. Если я убедил своего партнера, то другой человек с большей силой внушения может переубедить его, и он сделает прямо противоположное тому, что я от него ожидал. Но если я ему доказал, то могу быть уверенным, что он поступит именно так, как мы договорились. Широтой мышления отличались многие мудрецы, философы, писатели и поэты. К таковым можно отнести Сократа, Шопенгауэра, Ницше, Пушкина и многих других. Именно широта мышления позволила биохимику Пастеру сделать выдающиеся открытия в области микробиологии. Среди современных ведущих психотерапевтов можно встретить много людей, не имеющих медицинского образования. Глубина - свойство ума, отражающее способность вникать в суть явлений, искать их причину, не ограничиваясь констатацией лежащих на поверхности фактов, умение дать оценку наблюдаемым явлениям. Именно такое качество ума помогает понять, что застенчивость и робость - это проявление неосознаваемых идей величия, суть которых - желание понравиться всем людям без исключения и провести жизнь без неудач. Именно эти идеи величия тормозят активность человека и делают его застенчивым и робким. Как только удается их заблокировать, сразу же исчезает их следствие - застенчивость и робость. Критичность - свойство ума, отражающее умение адекватно оценивать результаты собственной мыслительной деятельности. При наличии этого свойства человек видит недостатки своих собственных суждений и их причину. В таком случае его идеи продолжают развиваться. Критичность ума - важное качество, обеспечивающее личностный рост. Ученик девятого класса написал сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В нем он обосновал, что Софья является носителем революционных идей. Доказательствами служили следующие факты: она полюбила бедного человека более низкого сословия и она не дорожила общественным мнением («Я именем своим не дорожу»). Ученик получил тройку. Больше таких сочинений в школе он не писал. А то, о котором сейчас идет речь, было опубликовано в трудах литературоведческой конференции и вызвало одобрение научной общественности. «Слабоумие» и «олигофрения» являются понятиями клинической психиатрииО слабоумии мы говорим в том случае, если больной после перенесенного заболевания головного мозга потерял полностью или частично интеллектуальные способности. Если критика к своему дефекту сохранена и страдают только предпосылки интеллекта, такие как память, работоспособность, мы говорим о лакунарном слабоумии. Если исчезает такое качество ума, как критичность, мы говорим о глобальном слабоумии. Такие люди обычно помещаются в психиатрические больницы и интернаты, или же изводят своих близких. Доказать им ничего нельзя. Выделяют три степени олигофрении: идиотия, имбецильность и дебильность. Первые две настолько бросаются в глаза, что о них и не стоит здесь говорить. Дебильность необходимо отличать от глупости. Дурак может поумнеть. От дебила этого требовать нельзя, ибо при дебильности в мозгу разрушены те структуры, которые ответственны за абстрактно-логическое мышление. Поэтому им тяжело пользоваться такими логическим операциями, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация. Они не смогут провести классификацию, дать определение понятиям, построить гипотезу, превратить ее в теорию и пр. У них не получают должного развития такие качества ума, как широта, глубина, самостоятельность, доказательность, логичность, гибкость, критичность. При удовлетворительном внимании и памяти они могут приобрести простые профессии и быть полезными членами общества. Обучаются они в специальных школах, где за восемь лет учебы осваивают программу четырех классов. На большее они просто неспособны. Подшучивать над другими я своим ученикам вообще не рекомендую. Ну, а подшучивание над дебилом свидетельствует о глупости шутника. Лучше всего на этот вопрос могут ответить поступки человека. Но для этого нужно провести какое-то время с ним и пострадать от его глупостей. Лучше попытаться определить это сразу, ибо «лучше с умным потерять, чем с дураком найти» (пословица), «лучше встретить разъяренную медведицу, потерявшую медвежонка, чем дурака с его глупостями» (это уже из Библии). Есть ряд внешних признаков, жестов, характерных слов, по которым можно определить, что перед вами глупец. Обратите внимание на то, как и о чем человек говорит. Если человек говорит много, с апломбом, с большим эмоциональным зарядом, так, как будто бы он сделал великое открытие, общеизвестные истины, знайте, что перед вами непроходимый глупец. Глупец любит говорить о политике, психологии, медицине, нравах, работе транспорта, строителей, милиции и вообще о том, в чем он не является профессионалом. Все его высказывания носят критический характер. Чем глупее человек и чем менее он осведомлен, тем жестче его критика. Начало любой фразы - «Разве это не ужасно, что (так глупо ведут себя политики, в школе не преподают психологию, медицина беспомощна, нравы падают, транспорт работает отвратительно, строители халтурят, милиция ничего не может и т.д.)». Он за все берется. Конечно, если бы он был президентом, министром просвещения, министром внутренних дел, председателем ФСБ, министром здравоохранения (меньшие должности типа учителя, врача, милиционера, для него унизительны) то, конечно, он бы навел порядок. Прерывать его крайне опасно, да и возражать ему трудно. Во всем том, что он говорит, большая доля правды, только говорить об этом не следует. Ведь от разговоров ничего не изменится. Да и методы, которые предлагает глупец, весьма сомнительны. Моему читателю я советую просто подальше держаться от такого человека. Хуже, если он стал начальником. Признаки начальника-дурака описаны в книге «Принцип Питера». Приведу лишь некоторые:
Я был свидетелем тому, как один руководитель брызгая слюной, 30 минут возмущался тем, что сведения, между прочим точные, которые ему представили, были отпечатаны на маленьком листе бумаги. На обсуждение делового вопроса не хватило ни времени, ни сил. Когда я мягко посоветовал в будущем просто попросить перепечатать докладную, последовала гневная тирада о нравах сотрудников. Вы уже догадались, что в это учреждение на консультацию меня больше не приглашали. А вот вам проявление «качельного синдрома»: «Что это за вульгаризм «правая рука»? Это же медицинская документация. Неужели вы не знаете, что следует писать правая верхняя конечность. Работаете 15 лет, а не знаете элементарных вещей!» Спорить с дураком бесполезно, идите и переписывайте, и не удивляйтесь и не возмущайтесь, если в следующий раз, когда вы напишите «правая верхняя конечность», вас обвинят в наукообразии. Дураки непредсказуемы, идите и снова переписывайте. Дешевле будет. «Не оспаривай глупца», - советовал А. С. Пушкин. Прислушайтесь, хороший совет. Не верите Пушкину, обратитесь к Библии. «Не спорь с глупым по глупости его, чтобы не стать подобным ему, не спорь с глупым по глупости его, чтобы он не возвысил себя в глазах своих». Я знавал одного профессора, который ревностно следил за чистотой в отделении и мог прекратить обход, увидев небольшое пятно на простыне. Сил на науку у него уже не хватало (побочная специализация). Как-то заведующий отделением отказался выполнить его распоряжение: принять в клинику больного с инфекционным заболеванием и был уволен за неисполнение приказа. А ведь он фактически спас своего начальника. Если бы он это распоряжение выполнил, и в отделении разразилась бы эпидемия, то сняли бы начальника. Вот мы и стараемся развить психологический слух. Есть общее правило психологической защиты, в соответствии с которым нежелательное свойство вытесняется в подсознание и для себя и для общества предстает в виде различных масок. В психологической диете я писал о масках страха. Глупость тоже надевает свои маски. Вот некоторые из них:Резонерство. Пространные рассуждения на общеизвестные темы о том, что Волга впадает в Каспийское море, а «спасибо» означает «спаси Бог». Нам понятно, о чем резонер говорит, но непонятно, почему он это говорит. Глупость очень часто надевает эту маску. Глупый человек в ответ на упреки о неверном поведении заявляет: «Я эмоциональный человек!» Имеются в виду отрицательные эмоции: гнев, страх, тревога, тоска. Психологи давно уже установили, что дефицит информации и неумение оценить ситуацию вызывают сильные отрицательные эмоции и у умного и глупца. Но умный человек из своих неудач делает выводы, приобретает опыт, и в следующий раз эта же ситуация становится для него обычной, и отрицательных эмоций не возникает, так как все понятно, даже если и не все благополучно. Нужно действовать, и энергия, заложенная в эмоции, превращается в действие. У глупого человека она проявляется вспыльчивостью или раздражительностью. Только вспыльчивый дурак разряжает свои эмоции на других, а раздражительный сдерживает их и разряды направляет на себя и даже хвастается этим: «Внутри все кипит, но держу себя в руках». Это самый худший вид психологической подготовки. Как только человек умнеет, он становится спокойнее не только внешне, но и внутренне. Так, родители, тревожащиеся за своих детей, по глупости своей никак не могут понять, что им уже больше 20, а иногда и 30 лет, что они уже сами родители. Жена, тревожащаяся за своего мужа, - конечно же, непроходимая дура. Если он действительно такой неумеха и дурак, то зачем выходила за него замуж? А если он умен, то зачем о нем тревожится? Есть такое понятие - «необоснованные страхи». Страдают ими глупцы. Оснований для страха нет, а они этого понять не могут и боятся. Испытывает ли чувство страха умный человек. Да, конечно. Но он старается избегать ситуаций, которые вызывают страх, и постепенно приобрести навыки, которые помогают ему чувствовать себя спокойно. Я не могу плавать, когда на море волны, я их боюсь. Но если мне хочется не бояться, то я начинаю учиться этому. Не зря говорили боги Юпитеру: «Юпитер, ты сердишься! Значит, ты неправ. «Смех без причины - признак дурачины». Вот только одна пословица, которая позволит отличить дурака от умного. Радуется ли умный? Конечно! Но радуется он только тогда, когда добивается успеха, который является результатом его деятельности. Типичная маска глупости. Умный человек никогда не будет скучать. Мир очень интересно устроен, но чтобы это увидеть, нужно иметь большой ум. Человеку, не разбирающемуся в шахматах, эта игра может показаться скучной. Шахматист же получает от нее наслаждение. Я помню то время, когда на меня наводили скуку логика, психология, философия, Библия, Шекспир Л.Н.Толстой и многое другое, что теперь является для меня источником интереса, радости и вдохновения. Сейчас-то я понимаю, что они мне просто были непонятны, т. е. у меня не хватало ума. Занятия логикой привели к тому, что сейчас мне интересно практически все. Этот интерес я и хотел бы передать вам, мой дорогой читатель! Ее можно считать внешним признаком глупости. Если моя статья вам не нравится, то мне нужно будет проявить по отношению к вам волю, чтобы заставить вас ее прочитать. Следовательно, мне не хватило ума написать ее так, чтобы вам захотелось ее прочитать. Но если статья интересна, то вы ее прочтете, т. е. выполните мою волю и не заметите этого. Вот почему волевого руководителя я называю глупым руководителем. Или распоряжения его глупые, раз их не хотят выполнять его подчиненные, или у него не хватает ума, чтобы доказать своим подчиненным целесообразность своих распоряжений, или не хватает ума понять, что его подчиненный глуп и в силу этого не в состоянии понять, что от него требуется, и следовательно, подобных заданий ему не давать. Нужно ли проявлять волю? Нужно! Но только тогда, когда нет времени для разъяснений, когда промедление может привести к трагическим последствиям. Но после этого следует подумать и найти способ, который бы позволил не использовать волю в аналогичном случае.
Как сказали бы сейчас, «торжественный дурак». Вот теперь я и попытаюсь ответить на вопрос, что же мешает человеку пользоваться своим умом, и почему умные дети становятся глупыми взрослыми. Дети рождаются свободными, и поступают в соответствии со своим умом и своими потребностями. В грудном возрасте они кричат и плачут, если им что-то нужно. И это не так глупо. Если бы они этого не делали, то они бы умерли с голоду, или их кожа пострадала бы от мочи или кала. Но нам, взрослым глупцам это не нравится, и мы кричим на них. Затем они становятся постарше, начинают много двигаться, исследуя окружающий мир, приобретая опыт и развивая мышление, И это не так глупо. Но нас, взрослых глупцов, это тоже не очень устраивает. Для нас это просто шалости, капризы и дурной нрав. Мы их наказываем, и постепенно у них формируется система отношений к миру и себе, т. е. характер, который похож на наш характер, характер их родителей, или становится прямо противоположным. Но как только человек начинает поступать в соответствии с требованиями своего характера, а не по обстоятельствам, то его поступки рано или поздно становятся глупыми, ибо весь ум уходит на выполнение требований характера, а не на анализ действительности. Если человек не прислушивается к этим сигналам и будет продолжать делать то, что велит характер (обжора переедает, ленивый продолжает лежать на диване, азартный - играть, конфликтный - ругаться и т. п.), то болезнь станет тяжелее и может приковать человека к постели. Болезнь я рассматриваю как благо для человека с ригидным жестким характером. Если продолжать подчиняться требованиям характера, то наступит гибель организма. И вот, защищаясь от характера, организм при помощи болезни удерживает человека от глупых действий. Я обучаю своих учеников понимать эти сигналы организма. Как только вы попадете в точку, организм моментально отреагирует. Головная боль станет меньше, вы почувствуете себя бодрее, исчезнут колики. Когда вы планируете день, старайтесь тоже прислушаться к сигналам организма. И если к чему-то не «лежит душа», лучше этого пока не делать. «В чем нет услады, в том и толку нет», - писал в свое время У. Шекспир. Когда человек начинает понимать, что единственный способ окончательно поправиться - это изменить свой характер, и если человек выздоравливает и одновременно умнеет, то это значит, что он изменил свой малоадаптивный характер. Дело это трудное, даже тогда, когда понимаешь, что тебе стоит изменить свой характер. Я убедился на собственном опыте, что это тяжело, но возможно. Эту тему я могу продолжить, но лучше почитайте книги по психологии, в том числе и мои. Не хочу сказать, что они лучше других, но одно достоинство у них есть: в них приведены примеры, которые встречаются ежедневно. Многие читатели узнают себя. Можете посетить наши тренинги. Особенность их в том, что они проводятся по авторским методикам. Первая - этого не может быть, потому что не может быть никогда. Вторая - в этом что-то есть. Третья - только так и должно быть. Гении довольно часто не доживают до третьей стадии, и увидеть своими глазами полученный результат не могут. Пока они пробивают, внедряют в жизнь свои гениальные открытия, выглядят они дураками. Дураки и есть! Климов их называл гениотами (гениальные идиоты). Не знают, что это жесткое правило, а не исключение: «Если ты придумал что-то принципиально новое, жди освистывания, охаивания, преследования, не огорчайся, а радуйся, что тебя не сожгли на костре. И наоборот, если новшество встречают на ура, то это просто некоторое усовершенствование уже известной идеи». Я разработал методику плавного внедрения своих идей. Так что, гении и таланты, и способные, приходите к нам, и мы поможем вам. Вы достигнете успехов еще при вашей жизни, и может быть, придумаете еще что-нибудь гениальное. И хоть вы умны, не останавливайтесь на достигнутом. Еще раз хочу напомнить, что такова уж природа ума, «что чем больше его имеешь, тем больше его недостает». Читайте также: Как стать богатым и знаменитым Самодиагностика. Черты невротика Книги и аудио-записи по теме: Как узнать и изменить свою судьбу Аудио-запись семинара «Игры по правилам жизни»-2007 Аудио-записи семинаров "Актуальные проблемы вашей жизни"
|
Категории статей
|