Религия и вера
« Назад 15.05.2020 18:30 Религия тесно связана с нашим обществом, со всеми его инстинктами и личностью каждого человека. На большую психотерапевтическую роль религий указывал Виктор Франкл, который подметил, что у верующих неврозы встречаются реже. И реже они испытывают чувство одиночества. С ним всегда Бог. Кроме того, верующий не так боится смерти, как атеист, ибо любая религия убеждает человека в бессмертии, если не тела, то души. Поэтому в каждой религии центральной идеей является идея загробной жизни, и по мере движения религиозных учений от анимизма к монотеизму условия в загробной жизни улучшаются. Так, Ахилл у древних греков, попав в царство мертвых, утверждал, что лучше быть последним поденщиком среди живых, чем царем у мертвых. У христиан условия жизни в загробном мире изменились. Тот, кто грешил и наслаждался, попадал в ад и страдал, тот, кто вел праведную жизнь и страдал, тот попадал в рай. Наслаждающиеся как-то не очень на все эти вещи обращали внимание и продолжали грешить, страдающие находили в этом утешение. Таким образом, священнослужитель заменял верующему психотерапевта. Особенно хорошо защищены от страха смерти последователи восточных верований, согласно которым душа бессмертна. Просто она теряет «толстое тело», а «тонкое» попадает в высшие сферы, где очищается и во втором рождении приобретает другое «толстое» тело. Существуют таблицы, по которым можно определить, когда и кем ты был в прошлой жизни, кем будешь в будущей. Это во многом зависит и от тебя, как ты будешь вести себя в этой жизни. Если будешь вести себя праведно, то при следующем рождении поднимешься на более высокий уровень, да и само рождение может наступить раньше. Считается, что все люди объединены космической связью. В науке эта связь называется трансцендентальностью. В этом что-то есть. Ведь действительно мы созданы по одним и тем же Законам. В нас всех действительно много общего. Различия связаны с обычаями, ритуалами, конкретными условиями жизни. Практически во всех религиозных учениях заложены психотерапевтические идеи. Я даже сказал бы, что религиозные учения в основном предназначены снять то напряжение, ту тревогу, которая возникает у человека по мере проникновения его в тайны мира и самого себя, тот страх смерти, одной из масок которого является чувство одиночества. Так во что же верить? 3игмунд Фрейд предлагал верить в науку и разум. «Мы прежде всего не рациональные создания, а животные, влекомые могущественными эмоциональными силами, действующими подчас бессознательно, интеллект — это только оружие, которым мы располагаем, чтобы расстаться с иллюзиями». Наиболее поразительными чертами самого Фрейда были его страсть к истине и бескомпромиссная вера в разум. Предоставляю ему слово. «Она [иллюзия] имеет сходство с бредом, но она не находится в таком противоречии с действительностью, как бред. Девушка-мещанка может предаться иллюзии, что на ней женится принц». Вера — это тоже иллюзия, где присутствует исполнение желания. Множество людей находит свое единственное утешение, лишь с ее помощью они могут выносить жизнь. У верующего веры не отнимешь ни доказательствами, ни запретами. Кто десятилетиями принимал снотворное, не может спать, если лишить его этого средства. Некоторые утверждают, что человек не может обходиться без утешения религиозной иллюзией, что без нее он не вынес бы тягот жизни, жестокой действительности. Да, не вынес бы человек, которому с детства вливали этот сладкий или сладко-горький яд. Ну а другой, кто получил трезвое воспитание, но не страдает неврозом, не нуждается в интоксикации, невроз заглушающей. Отказавшись от религии, он должен войти во «враждебную жизнь». Инфантилизм надо преодолеть. Не может же человек вечно оставаться ребенком! Единственное средство — это воспитание в реальности. Что-нибудь да значит, когда знаешь, что рассчитывать приходится на одни лишь собственные силы. Тогда научишься их правильно применять. А что касается великих необходимостей судьбы, которых избежать невозможно, он научится переносить их с покорностью. Когда человек перестанет ожидать от мира чего-то потустороннего и сосредоточит все освободившиеся силы на земной жизни, тогда человек достигнет того, что жизнь станет выносимой и культура не будет никого подавлять. Многие учения, применявшиеся с целью воспитания нередко ставили преграды мышлению более зрелых лет, как и религия. Мы можем сколько угодно подчеркивать бессилие интеллекта по сравнению с властью человеческих первичных позывов. Однако этой слабости присуща некоторая особенность. Голос интеллекта тих, но он не успокаивается до тех пор, пока его не услышат. В конце концов после бесчисленных отпоров слушатели находятся. Наш бог, Разум, может быть, не очень всемогущ, и в состоянии исполнить лишь малую часть того, что обещали его предшественники. Если мы это поймем, то примем его с покорностью. Интереса к миру и жизни мы не потеряем, так как интеллект – это надежная точка опоры. Вера в науку не иллюзия, так как наука может нам кое-что дать. Иллюзией было бы верить, что мы откуда-то могли бы получить то, что наука нам дать не может. Если бы не будем умерщвлять своих желаний, то наше «Я», использующее интеллект, найдет безопасный путь для их удовлетворения». Прочтите этот отрывок несколько раз и вдумайтесь. Религия на определенном этапе объединяла лишь небольшие группы людей. Да и сами религиозные деятели не могут договориться друг с другом. Иудаизм раскололся на три религии. Христианство раскололось на православное и католическое. Но и у православных, и у католиков нет единения. Я не называю еще огромного количества направлений и сект. Расхождения, и довольно основательные имеются и у исповедующих ислам и у буддистов. А вот наука другое дело. Наука открывает и описывает законы природы и общества, опираясь на факты, тогда как религия требует слепой веры. Данные науки постоянно уточняются под влиянием новых методов. Религиозные догмы не меняются тысячелетиями. Правила, выработанные наукой, постоянно меняются, когда появляются новые факты. Добросовестные ученые, высказывая те или иные положения, указывают на слабые места своих теорий и готовы прислушаться к конструктивной критике. Религия требует слепого подчинения своим догмам. Скажите, пожалуйста, что будет с рукой, если ее опустить в кипящую воду? Отвечаю за вас, мой дорогой читатель, ожог. А сила ожога зависит не от пола, образования, вероисповедания, национальности, возраста, расы, должности, а от того, сколь ко времени пробудет рука в кипящей воде. Вот тут, когда я говорил это на своих лекциях, я слышал возгласы типа: «А как же йоги, колдуны, биоэнергетики, шаманы и прочее?» Я на это отвечал так. Дайте мне руку этого йога, колдуна, биоэнергетика, шамана и прочего. А я сам вскипячу воду и помещу эту руку в эту кипящую воду. И если она пробудет там достаточно долго, то с ней будет то же, что и с любым мясом, которое мы готовим себе для еды. По роду своей деятельности мне приходилось участвовать в проверках необычных способностей некоторых людей. Все эти явления были или аферой, или заблуждением, или имели вполне научное объяснение. К сожалению, вера в потустороннее иногда захватывает и научные круги. Лет 20 назад я присутствовал на научной конференции, центральной темой которой была православная психотерапия алкоголизма. Я не выдержал и выступил. В своем выступлении я напомнил столь квалифицированному собранию ученых, что алкоголизм — это болезнь, которая подчиняется биологическим закономерностям и протекает одинаково и у католика, и у исповедующего ислам, и у иудея, и даже у буддиста. И методы лечения подойдут всем людям независимо от вероисповедания. И исход нелеченого алкоголизма у всех людей вне зависимости от пола, образования, вероисповедания, национальности, возраста, расы, должности будет один и тот же — слабоумие и деградация личности. Мы уже пережили период, когда у нас были марксистско-ленинская философия и мичуринская биология. Сейчас часто говорят о мужской и женской логике. Нет ничего этого. Кстати, направление в лечении алкоголизма, о котором я упомянул, к счастью, быстро заглохло. Я знаю священнослужителей, которые помогают алкоголикам. Но все их действия полностью соответствуют требованиям научного лечения алкоголизма. В некоторых монастырях очень хорошо организована трудотерапия, которая является самым эффективным методом. При этом не имеет значение, под каким флагом она будет организована, но объяснение ее эффективности научное. Наука не имеет пола, образования, вероисповедания, национальности, возраста, расы, должности. Она отражает закономерности, по которым устроены природа и общество. И вера в науку и разум может объединить всех людей. У религии это не получается. Хотя лучше хоть во что-то верить, чем ни во что не верить. Вера организовывает нашу жизнь, дает направление, не позволяет сбиться с курса. Если у человека нет никаких внутренних ориентиров, нет концепции в жизни, он пойдет за кем-то, но тогда отклонится от своей цели. Часто организует жизнь человеку болезнь, алкоголизм или наркомания. Мы в КРОСС предлагаем другой маяк — личностный рост с использованием всех достижений, которые дает нам наука. В заключение я хочу подчеркнуть, что это моя точка зрения на веру, и я никого не зову за собой. Я не хочу нарушать вторую библейскую заповедь «Не делай себе кумира». Поэтому ни сам не иду за кем-то, и не хочу, чтобы кто-то шел за мной. Хотя мне очень хочется, чтобы шли со мной и чем больше, тем лучше. Но я хочу, чтобы это был попутчик, как сказал бы Ницше, шел со мной не потому, что я туда иду, а потому что и ему туда тоже надо.
Читайте также: Движение, пространство и время Смысл жизни и смерти по Виктору Франклу Книги и аудиозаписи по теме: Религия и прикладная философия Аудиозапись семинара «Философия здорового человека» Аудиозапись «Игры по правилам жизни» |
Категории статей
|