О чувстве собственной значительности
« Назад 11.03.2020 18:25 Согласно аксиологической модели психотерапии, невроз рассматривается как результат несоответствия системы ценностей, по которым живет пациент, с его биологическим и психологическим устройством, что приводит к фоновому эмоциональному напряжению, а затем и к болезни. Основное противоречие заключается в том, что по своей природе человек должен жить для себя (Э.Фромм, А.Маслоу и др.), а социальные догмы призывают его жить ради чего-то другого (науки, страны, работы и пр.) или ради кого-то (дети, сексуальный партнер, родители и пр.). Тревога и беспокойство о своих близких становится такой, что делает человека неспособным помочь ни себе, ни тем людям ради которых живет, ни тому делу, которому служит. Модель предполагает приведение в соответствие природного устройства чело века с существующими социальными нормами и показывает, что при правильном стиле жизни «для себя» в духе описываемой ниже модели человек становится наиболее эффективным и в социальном плане. Выделяются четыре уровня потребностей личности. Из них три биологических и один биолого-психологический. К первым относятся — удовлетворение пищевого, оборонительного и сексуального инстинктов, ко второму — чувство собственной значительности. Удовлетворение чувства значительности возможно лишь при постоянном развитии своих способностей и личностном росте. Эта потребность почти молчит, пока не удовлетворены первые три, и уж совсем затихает, когда не удовлетворены первые две. Итак, несколько слов о чувстве собственной значительности. Может быть лучше назвать его желанием. Но дело не в термине. Я уверен, что вы понимаете о чем идет речь. Суть его заключается в желании быть первым, единственным и неповторимым. Оно заставляет нас двигаться вперед, что-то делать даже после того как, казалось бы, все уже достигнуто — человек не голодает, квартира есть, с женой прекрасные отношения, друзья не подведут, дети благополучны, стареющие родители не беспокоят. Но по коя нет, все время хочется чего-то еще. Абрахам Маслоу говорил (и я с ним согласен), что жалобам конца не будет, и по уровню жалоб можно судить об уровне развития человека. И, конечно, когда человек жалуется, что не в состоянии удовлетворить пищевой и оборонительный инстинкты, он находится на низком уровне развития. Если же он не доволен своей сексуальной жизнью и огорчен тем, что не занял соответствующее его способностям социальное положение, то это свидетельствует о более высоком уровне развития. Но парадокс нашей жизни заключается в том, что если человек голоден или если у него нет квартиры, он не стесняется трубить об этом на весь мир, устраивать забастовки, митинги протеста и пр. А вот о сексуальной неудовлетворенности он говорить стесняется. И уж выглядит совсем неприлично, или в крайнем случае его не понимают, когда он ставит вопрос о продвижении по службе, имея неплохую должность и зарплату. Итак, чувство собственной значительности требует своего настоятельного удовлетворения после того, как удовлетворены первые три инстинкта, но удовлетворение его можно отложить на некоторое время, особенно, если не удовлетворены первые три. Но как только они перестают беспокоить человека, все его страдания связаны с неуверенностью относительно собственной значительности в глазах окружающих. Кстати, основная задача моих трудов – помочь моему читателю стать первым, единственным и неповторимым, ибо каждый из нас создан в одном экземпляре. Чувство собственной значительности так же биологично, как и социально. Оно начинает беспокоить нас с момента зачатия и не покидает до самого последнего момента, пока мы находимся в ясном сознании. Хочу на помнить вам, что в момент вашего зачатия, когда вы были еще сперматозоидом, вам необходимо было преодолеть конкуренцию 150 миллионов ваших родных братьев и се стер, преодолеть массу препятствий в виде ресничек так называемого реснитчатого эпителия, выстилающего тру бы, по которым шел ваш путь к яичнику, где находился приз — яйцеклетка. И место нужно было только первое! Что второе, что 150-миллионное вас не устраивало! И это чувство требует своего удовлетворения до самого нашего последнего часа. Мы всегда хотим двигаться вперед, как только возникают препятствия. Если я вам сейчас запрещу переходить на сайт клуба КРОСС, то вам моментально захочется туда заглянуть. Как же удовлетворить чувство собственной значительности? Есть только один путь, который может привести к этому, — это путь развития своих способностей, путь превращения способностей в навыки, то, что Абрахам Маслоу называл самоактуализацией, а Карен Хорни — самореализацией. Образно выражаясь, все мы рождены принцами и принцессами для того, чтобы стать королями и королевами. Но, к сожалению, в процессе воспитания на нас набрасывают лягушачью кожу характера, в которой некоторые проживают всю свою жизнь, не встретив волшебника, который помог бы ее сбросить. Сделать это надо самому! А мои труды помогут вам в этом. Прежде всего, кто они — король и королева? Чтобы стать королем, необязательно занять должность президента или крупного руководителя, необязательно стать чемпионом мира в каком-нибудь виде спорта, лучшим оратором или певцом и т. д. Король — это тот, кто умеет делать свое дело так, как его не умеет делать больше никто. Обратите внимание, я не сказал, «делать лучше всех» или чтобы «понравиться всем». Мы можем найти королей среди людей разных профессий. У них всегда свой неповторимый стиль, свой почерк. Повторить его нельзя, ибо он вкладывает в дело свою неповторимую душу, свою уникальность, осознавая свою незаменимость, свою исключительность. Каждый из нас создан в одном экземпляре. И стать королем можно, только научившись делать свое дело своим собственным способом так, как никто больше это делать не сможет, иметь свой стиль. Собственно человеком можно назвать только того, у кого в социально полезном деле есть свой собственный стиль. Маслоу считал людьми только тех, чьей целью является развитие своих способностей, самоактуализация, или, если пользоваться нашей терминологией, стремление стать королем. Всех остальных он называл недочеловеками. И плохо, когда руководитель большого коллектива или страны не является королем и при этом тормозит движение королей: они или борются с ним, или уходят от него туда, где их развитие не тормозится. И, я думаю, они правы, ибо на борьбу уходит много сил. Кроме того, исторически сложилось так, что, к сожалению, некомпетентность начальника не является поводом для его увольнения. Потребность удовлетворить чувство собственной значительности столь настоятельна, что, если она не удовлетворена ростом «вверх», тогда она начинает удовлетворяться ростом «вниз» или «вбок», как поступает луковичка, которой мешает расти вверх ком земли, оставленный нерадивым огородником во время посадки. Основные варианты такого ненормального роста «вниз» или «вбок» я описал в этой статье.
Читайте также: Варианты ненормального развития Книги и аудиозаписи по теме: Аудиозапись семинара «Философия здорового человека» Аудиозапись семинара «Игры по правилам жизни» |
Категории статей
|