Если хочешь быть cчастливым... будь им!

Телефон:
8-800-333-4-977

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить

Экзистенциальный анализ и логотерапия Виктора Франкла

« Назад

10.10.2017 17:13

50e8cbfea87d

Виктор Франкл родился в Вене в 1905 г. В университете Франкл изучал медицину со специализацией в области неврологии и психиатрии. Занимался он и у Фрейда, и у Адлера. Однако, впоследствии стал выступать с возражениями против их идей, и в итоге был исключен из "Общества индивидуальной психологии" А.Адлера.

В 1930 г. Франкл получает степень доктора медицины. Он не успел эмигрировать из Германии и в 1942 г. всё-таки попал в концентрационный лагерь, где находился до 1945 г. Несмотря на невыносимые условия, в которых он страдал сам, Франкл мужественно продолжил своё дело. Результаты его психотерапевтической работы обобщены в статье «Психолог в концентрационном лагере». Труд, который невозможно читать без слез.

После войны Франкл работал директором Венской неврологической поликлинической больницы, много писал и путешествовал.

В 1985 г. Франкл приезжал в Советский Союз. Несмотря на то, что в доперестроечное время его работы были у нас почти неизвестны, всего лишь две его лекции собрали в зале Московского университета множество людей со всей страны. Первой большой публикацией Франкла, увидевшей свет в нашей стране, стал его труд «Человек в поисках смысла». Книга была выпущена в 1990 г. и несмотря на достаточно большой тираж, быстро стала библиографической редкостью.

Идеи Франкла невероятно актуальны и для нашего времени, поэтому я подробно расскажу о теории экзистенциального анализа и логотерапии, тем более, что в своей практической работе я широко использовал эти идеи.

Прежде всего Франкл поднимает вопрос о смысле жизни. Он считал, что сомнения в смысле жизни нельзя приписывать к проявлениям психической патологии, поскольку они отражают истинные человеческие переживания. Эти переживания являются признаком человека в самом человеке, потому как только человек задумывается о смысле своего существования и сомневается в нем.

Проблема смысла жизни временами может буквально завладеть всем человеком. Деятельность его невозможно представить в отрыве от исторического контекста. Особенно это справедливо в случае неврозов, когда человек искажает действительность, и его поведение определяется не прошлым или будущим, а только «вне-историческим» настоящим. Многие невротики говорят, что они предпочли бы жить вдали от борьбы за существование. Конечно, можно временно взять «отпуск» от своих повседневных обязанностей и забыться, например в алкоголе. Но потом все равно жизнь предъявит свои права. Если человек забывает цель и увлекается средствами, у него возникает «невроз выходного дня» — ощущение пустоты собственной жизни. Жертвы данного невроза напиваются для того, чтобы спастись от ужаса этой пустоты.

Логотерапия и экзистенциальный анализ помогают человеку бороться с такими страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными самой жизнью. По мнению Франкла, традиционная психотерапия только проявляет в сознании глубинные явления душевной жизни, а логотерапия обращает внимание сознания к подлинным духовным сущностям и приводит человека к осознанию собственной ответственности. Именно ответственность является основой человеческого существования.

Франкл считал, что духовные проблемы нельзя описывать как симптомы, потому что они являются не симптомами, а достоинствами, выражающими уровень осмысленности, который достиг или желает достичь пациент. Особенно это относится к людям, потерявшим своих любимых. Такие люди утрачивают духовный стержень и оказываются не способны противостоять ударам судьбы в трудные периоды жизни. Но философская позиция должна проявиться рано или поздно. И если человек не сможет придумать доводы в пользу жизни, то рано или поздно у него возникают мысли о самоубийстве. Задайте себе вопрос о том, почему вы не думаете о самоубийстве, и вы найдете смысл своего существования.

Франкл считал, что есть какой-то сверхсмысл, который людям никогда не удастся понять, как и ветвям никогда не понять смысла дерева. Однако вера в сверхсмысл имеет огромное психотерапевтическое и психогигиеническое значение. Такая вера делает человека более жизнеспособным. Для такой веры нет ничего бессмысленного. Когда она имеется, человек понимает, что ни одно внутреннее потрясение в его жизни не проходит впустую, даже если оно тщательно скрыто от окружающих. "Роман, прожитый каждым индивидом, остается более грандиозным произведением, чем любое из произведений, когда-либо написанных на бумаге". Дорогие читатели, прочтите еще раз эту фразу и проникнитесь той любовью к отдельно взятому человеку, которую испытывал Франкл! Тот человек, который верит в сверхсмысл, осознает, что содержание его жизни сохраняется и оберегается. Прошедшее - тоже вид бытия и, может быть, самый надежный. Это своего рода склад, из которого уже ничего не пропадет.

К явлениям и состояниям, которые не могут быть смыслом жизни, Франкл относил удовольствие, радость и счастье. Потому что удовольствие — это следствие результата наших стремлений, радость всегда направлена на какой-то объект, а стремление к счастью само по себе не может быть смыслом человеческого существования. Человек, который отчаянно рвется к счастью, самим своим рвением отрезает себе дорогу к нему. Любой предмет привлекателен, пока ты не стал им обладать. Так, например, привлекательность сексуального партнера существует до тех пор, пока человек находится в состоянии сексуального возбуждения. После ослабления этого чувства начинает казаться, что партнер потерял привлекательность или даже никогда ее не имел.

Франкл утверждал, что пациентам необходимо разъяснять богатство мира ценностей и помогать им вырабатывать гибкость и способность переключаться на другую ценностную группу, если к настоящей утратился интерес. По его мнению, пациенту нужно было показывать, что его положение и профессия абсолютно ничего не значат. Решающим является лишь то, как он работает и справляется со своим кругом обязанностей.

Обыкновенный человек, действительно справляющийся со своим кругом обязанностей и задачами, которые ставит перед ним его положение в обществе, несмотря на свою "маленькую" жизнь, более велик, чем "великий" государственный деятель, безнравственные решения которого могут нести большое зло.

Франкл выделил несколько категорий ценностей:

― Созидательные ценности (ценности творчества)

Реализуются в процессе продуктивных творческих действий. Чертами творчества в любом, даже самом небольшом деле, являются: полная самоотдача, вдохновение, серьезность и ответственность.
Виктор Франкл считал, что по-настоящему человечными люди становятся лишь тогда, когда "направленность на дело дает силы не только жить, но и умереть ради него".

― Ценности переживания

Переживание высоких чувств, ощущение духовного экстаза от текущего момента. Такие жизненные пики определяют осмысленность всей жизни, поэтому даже единичное событие может задним числом наполнить смыслом все предшествующее. Например, если я на закате своей педагогической карьеры воспитаю одного гения, весь мой прошлый преподавательский труд приобретет глубокий смысл, даже если тогда, в прошлом, он казался нелепым.

Ценности переживания также реализуются в процессе отношений с другими людьми. Переживание чувств, которые мы испытываем к другим людям, общаясь с ними, способно глубоко взволновать нашу душу и наполнить жизнь смыслом. Также Франкл предупреждал, что нельзя ничего требовать и ожидать от другого человека другому человеку необходимо относиться, нуужно лишь познавать его как личность.

― Ценности отношения

Данные ценности реализуются в периоды серьёзных потрясений, потому что в пору серьёзных страданий и лишений, у человека всегда остается внутренняя свобода. Лишь твердая позиция по отношению к этим обстоятельствам дает человеку возможность преображения страдания в победу. И поэтому то, как он несет свой крест, мужество, которое он проявляет в страданиях и достоинство, которое он выказывает, когда он приговорен и обречен, —  является мерой того, насколько он состоялся как человек. Преодолевая тяжелые испытания, живя вопреки жестокой судьбе, человек больше становится человеком.

74836383

Франкл пришел к выводу, что жизнь человека по сути своей никогда не может быть бессмысленной. И пока сознание его не покинуло, до последнего момента своего существования, человек постоянно обязан реализовывать ценности. И даже если у него не будет для этого возможностей, ценности отношения всегда остаются для него доступными.

Франкл приводил такой пример

В одной больнице парализованный больной находился при смерти. Единственную радость в его жизни составляли книги и музыка, но потеря зрения и слуха лишила его и этого. В день своей смерти, о которой он случайно узнал от врачей, он попросил медсестру сделать укол вечером, чтобы не беспокоить ее ночью.

На одном из моих групповых занятий этот пример произвел столь сильное впечатление на одного ипохондрика (назовем его П.), что вскоре у него наметилось существенное улучшение.

Вот его рассказ:

"После окончания института меня планировали оставить в аспирантуре. Но судьба сложилась так, что я был призван в армию на кадровую службу. Для меня это было источником тяжелейших переживаний, и я вскоре заболел. Кстати, мой первый сосед по комнате в общежитии попал в такой же переплет. Но он быстро сориентировался. Позднее он стал космонавтом. Я же через шесть лет службы после одной из "неприятностей" — перевод в нежелательный для меня гарнизон — заработал нарушение мозгового кровообращения. Мне не разрешалось подниматься с постели, и когда одеяло падало на пол, меня укрывал сосед по палате, больной лейкозом. Не думаю, что он не знал о своем смертельном заболевании. Но он укрывал меня. Я жив, а он давно в могиле! Мне стыдно за себя!"

Франкл энергично выступал против эвтаназии и самоубийств. Он считал, что если бы судьба действительно готовила человеку смерть, она всегда нашла бы способ довести дело до конца. Поэтому врач никогда не должен брать на себя роль судьбы. Кроме того, вывод о безвыходности ситуации обычно является субъективным. Так, например, самоубийца похож на шахматиста, который зайдя в тупик просто смахивает фигуры с доски. Но ведь это не способ решения проблемы.

В связи с этим Франкл считал, что необходимо учить пациентов с благоговением относиться к своей жизни, а также помогать им наполнять свою жизнь смыслом. По его мнению, человек может преодолеть многие объективные трудности и субъективные неприятности, если перед ним стоит высокая задача - своего рода миссия.

Франкл считает, что есть ценности ситуативные и вечные. Осуществить ситуативную ценность человек может единственный раз в жизни. Если эта возможность упущена, она теряется безвозвратно. Следует помнить, что существование человека является конкретным и субъективным. Вот почему логотерапия призывает людей в своей собственной жизни реализовывать эти неповторимые и уникальные возможности.

Вот поэтому я всегда советую не мучиться с проблемой выбора. Если Вы читали книгу, а Вас пригласил на свидание любимый человек, то бросьте чтение и идите. Иначе эта ситуативная ценность будет упущена навсегда. Не беспокойтесь, если встреча не оправдает Ваших ожиданий и Вас постигнет разочарование. Считайте, что вы уже одну задачу решили и больше с этим человеком встречаться не будете. Потом Вы сможете вернуться к книге и читать ее более внимательно.

Цель логотерапии Франкла состоит в том, чтобы помочь человеку достичь максимальной состредоточенности на его жизненной задаче. Затем ему надо показать, что жизнь каждого человека имеет свою неповторимую цель, к достижению которой ведет один путь. Больному необходимо помочь понять неповторимость и своебразность его собственной жизни. Ведь его все время учили быть «как все» и, следовательно, осознанно или неосознанно уничтожали. Как человеку разобраться, каким он должен быть в отличие от того, каков он есть? На этот вопрос отвечает Гете: "Как нам познать себя? Размышляя — никогда, но только действуя! Старайтесь исполнять свой долг, и вскоре вы узнаете, кто вы. А что тогда является вашим долгом? Требования каждого дня!"

Невротичная личность как правило стремится выполнять какую-то одну задачу в ущерб остальным. Это в корне неверный подход, потому как можно пройти мимо огромного количества ситуативных ценностей, упустив их навсегда. Вот и сейчас мне захотелось отвлечься от изложения идей Франкла, чтобы рассказать о конкретных примерах их использования.

Хочу вернуться к П. и рассказать о некоторых деталях работы с ним. Я посоветовал ему не ставить себе жестких задач вроде получения статуса заведующего кафедрой, и вместо этого постараться посмотреть на вопрос шире и поставить себе цель получить Нобелевскую премию. Такой подход сразу снимает многие ограничения. Для того, чтобы стать заведующим кафедрой, есть один путь. Для получения Нобелевской премии много путей. Перед больными я всегда ставил задачи большие, но реальные. Нельзя их путать с невозможными. К таким я отношу задачу перевоспитания другого человека, изменение обстоятельств или изобретение вечного двигателя. Когда задача реальная, то даже если ее не удастся выполнить, в процессе ее решения можно достаточно высоко вырасти и получить уникальный опыт. Когда перед П. появилась большая цель, то прежние проблемы быстро измельчали. Он перестал думать о карьере и сосредоточился на конкретных задачах.

В более запущенных случаях я предлагал пациентам делать то, что им хочется. Пусть это дело они потом и бросят, но хоть какой-нибудь навык приобретут. Затем появится новое дело, и опять приобретется какой-нибудь навык, и жизнь все время будет осмысленной. Я консультировал одного клиента, поставившего передо мной проблему перевоспитания младшего сына, который, обладая неплохими способностями, никак не мог определиться в жизни. Вот его рассказ:

"Ознакомясь с современными идеями, я проникся ими и решил не ограничивать желаний своего сына. К десяти годам он неплохо учился, но был весьма мнительным и непоседливым. У него не было стойких интересов. Я решил не вмешиваться в его жизнь и способствовать выполнению его желаний. В течение года его успеваемость резко упала. Свободное время он проводил в основном на улице. Вскоре он превратился в двоечника. Все ругали. Кроме меня.

Из-за двоек по математике его оставили на осень. Это было для него тяжёлым ударом. Он очень переживал и в итоге обратился ко мне. Я приободрил его и сказал, что он очень способный, поэтому сможет быстро усвоить математику. Надо только начать ей заниматься. К моему удивлению, за две недели он освоил программу четвертого класса. Еще через неделю он знал уже программу пятого класса.

Когда ему захотелось завести собаку, я не стал препятствовать этому, но предложил ему вначале вырастить цыплят, чтобы понять, сможет ли он ухаживать за собакой. Неделю он с увлечением выращивал цыплят, но вскоре это ему надоело. Когда цыплята начали дохнуть, мы отдали их соседям. Вопрос приобретения собаки был закрыт. Навык ухода за цыплятами остался.

Когда ему захотелось приобрести велосипед, я попросил его вскопать сад. Он справился с работой за один день, попросив о помощи своих друзей. Так он приобрел организаторские навыки.

Когда он решил стать телохранителем, я тоже не стал препятствовать. В итоге он два года интенсивно и с увлечением занимался ушу. Когда он поступил в медицинский институт, то на первых курсах метался и пытался заниматься бизнесом. Я по-прежнему не препятствовал, и вскоре он сам понял, что бизнес не для него. На пятом курсе он увлекся хирургией. И оказалось, что ему пригодились и навыки, приобретенные при выращивании цыплят, и хорошая физическая подготовка, и общительность, развившиеся в контактах с малознакомыми людьми, когда он пытался заниматься бизнесом. В настоящее время он стал неплохим хирургом».

 

С точки зрения логотерапии, жизненной задачи вообще не существует, как не существует лучшего хода в шахматах. Необходимо сделать не «самое лучшее», а «самое лучшее, на что ты способен в данной ситуации». Мы можем ошибаться, но возможность ошибки не избавляет нас от принятия решений. Возможно, моя совесть ошибается. При этом я допускаю, что, возможно, совесть другого человека права. Это влечет за собой смирение, скромность и терпимость к другому мнению. Быть терпимым — не значит присоединяться к верованиям другого, но это значит позволить другому верить в свою собственную совесть и подчиняться ей.
 

 

Читайте также:

Психотерапия Карла Роджерса

Обзор книги Виктора Франкла "Сказать жизни – да"

5 признаков невроза

Книги и аудиозаписи по теме:

Из Ада в Рай

Виктор Франкл "Человек в поисках смысла" 

Аудиозапись семинара "Философия здорового человека"



Категории статей